Официальный сайт Трунова В.В. |
|
Факторы, влияющие на работоспособность автомобилей в экстремальных погодных условияхКлиматическое районирование территории СССР, составляющей 22,4 млн. км2, и статистические параметры климатических факторов, которые используются при установлении технических требований, выборе режимов испытаний, правил эксплуатации, хранения, транспортирования подвижного состава автомобильного транспорта, приборов и других технических изделий, предназначенных для эксплуатации в одном из климатических районов, установлены ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей». Климатическое районирование, установленное стандартом, является детализацией макроклиматического районирования земного шара по ГОСТ 15150-69. Территория СССР расположена в умеренном и холодном макроклиматических районах. Она разделяется на климатические районы, перечень и основные критерии которых приведены в указанных стандартах. В качестве основных климатических факторов при районировании территории СССР для технических целей приняты температура и относительная влажность воздуха. Для каждого из климатических районов выделяются представительный и экстремальный пункты. Данные этих пунктов характеризуют климатический район соответственно по средним и предельным значениям большинства климатических факторов. Все климатические районы, кроме умеренного, создают особые условия для работы, хранения, ТО и ремонта подвижного состава, которые должны учитываться при планировании, нормировании и организации технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (приложение 1). Особые условия, как правило, характеризуются сочетанием неблагоприятных факторов. Так, для холодного климатического района, расположенного в северных и восточных районах страны, характерны не только низкая температура окружающего воздуха, ветры, но и более тяжелые дорожные условия (снежные заносы зимой, работа преимущественно на дорогах низшего типа, без твердого покрытия). Для жаркого сухого и очень жаркого сухого климатических районов, кроме высокой температуры, действуют факторы солнечной радиации и большой запыленности воздуха. Большинство из районов с особыми природно-климатическими условиями являются районами нового освоения и характеризуются недостаточным обеспечением производственно-технической базой для обслуживания, ремонта и хранения автомобилей. Для, повышения эффективности транспортного процесса и технической эксплуатации автомобилей в особых условиях применяют, как правило, в сочетании следующие методы: 1) применение автомобилей в специальном исполнении (северном, горном и т. д.); 2) корректирование нормативов технической эксплуатации автомобиля с учетом особых условий (см. гл. 6, приложение 1); 3) применение средств и способов безгаражного хранения и пуска автомобилей. Автомобили в северном исполнении должны быть приспособлены для надежной работы при температурах воздуха до минус 60 °С, иметь теплоизоляцию и отопление кабины и кузова, внутренний обогрев переднего стекла; гарантированный пуск двигателя при низких температурах воздуха; морозостойкие шины и резинотехнические изделия и детали, изготовленные из полимерных материалов. Следует использовать специальные топлива и смазочные масла, тормозную и другие жидкости, рассчитанные на применение при низких температурах. Автомобили в северном исполнении должны иметь также технические средства, облегчающие проходимость (лебедки и др.). Автомобили, предназначаемые для перевозок в условиях жаркого климата, должны иметь усиленные системы охлаждения двигателя замкнутого типа, устраняющие потери охлаждающей жидкости от испарения, а также масляные радиаторы для охлаждения масла двигателя. На автомобилях, работающих в пустынно-песчаной зоне, необходима усиленная фильтрация воздуха, топлива, масла. Шины, резинотехнические изделия и детали из полимерных материалов, топливо, масло, тормозная жидкость и другие материалы должны быть рассчитаны на обеспечение надежной работы при высоких температурах, характерных для жаркого климата. Аккумуляторная батарея должна быть размещена в наименее нагреваемой зоне автомобиля. Помещение водителя и пассажиров должно быть отделено от двигателя надежной теплоизоляцией. Крыша должна иметь эффективную теплоизоляцию от нагрева солнечными лучами. Пассажирский кузов или кабина водителя должны быть оборудованы вентиляцией, пылезащитой или кондиционером. Для уменьшения нагрева поверхностей автомобиля, на которые попадают солнечные лучи, они окрашиваются в светлые тона, стойкие против солнечной радиации, а на сиденья надеваются легкие чехлы. Для использования в высокогорной местности требуются специализированные конструкции двигателей автомобилей, в которых уменьшены потери мощности за счет соответствующей конструкции системы питания с высотной корректировкой, изменением степени сжатия и т.д. На автомобиле при эксплуатации его на высокогорных дорогах целесообразны специальный подбор оптимальных передаточных отношений в трансмиссии, применение тормозных механизмов-замедлителей и др. Исследованиями влияния низких температур на интенсивность изнашивания автомобилей и их агрегатов, систем и, механизмов установлено, что интенсивность изнашивания большинства агрегатов автомобилей в условиях низких температур выше, чем в некотором диапазоне положительных температур (см. рисунки 2.5, 2.6). Схема воздействия низких температур на показатели надежности автомобилей приведена на рисунке 21.1.
Рисунок 2.6 – Зависимость относительной скорости изнашивания цилиндров карбюраторного и дизельного двигателей от температуры охлаждающей жидкости (по данным НАМИ) Рисунок 21.1 - Схема воздействия низких температур на показатели надежности автомобилей На снижение показателей надежности существенное влияние оказывают запаздывание и нарушение подачи масла к узлам трения вследствие увеличения его вязкости. В наиболее неблагоприятных условиях, с точки зрения износов, при низких температурах находятся агрегаты трансмиссии - коробка передач и задние мосты. Исследованиями подтверждено, что наибольший износ шестерен главной передачи и коробки передач относится к условиям низких температур масла. Оптимальной температурой масла в этих агрегатах считается температура 50…80ºС. Установлено, что с изменением температуры масла от минус 80 до 0°С интенсивность изнашивания шестерен коробки передач и заднего моста увеличивается в 9…10 раз. Наибольшее число отказов наблюдается в самые холодные месяцы года (рисунок 21.2). При низких температурах появляется хладноломкость деталей, шины и другие резинотехнические изделия теряют эластичность и на их поверхности появляются трещины, что сокращает срок их службы. 1 - двигатель; 2 - подвеска; 3 - рулевой механизм Рисунок 21.2 – Распределение количества отказов по месяцам года Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур сопряжена также с увеличением расхода топлива, которое объясняется: неполнотой сгорания, связанной с ухудшением испарения и распыливания топлива; более длительной работой двигателя на пониженных и неустановившихся режимах и дополнительными затратами топлива на прогревы двигателя; повышением сопротивления в агрегатах трансмиссии из-за загустевания масел; увеличением сопротивления качению колес при движении по зимней дороге и потерь на воздушное сопротивление из-за повышения плотности воздуха. Особенно значительные расходы топлива связаны с прогревом двигателя и шин после длительной стоянки автомобиля на открытой площадке при низкой температуре воздуха (рисунок 21.3). На рисунке 21.4 показано влияние времени прогрева агрегатов на тепловое состояние агрегатов и расход топлива. Затраты топлива, необходимого для прогрева двигателя в зависимости от его начального теплового состояния, показаны на рисунке 21.5. На прогрев шин также требуется дополнительный расход топлива (рисунок 21.6).
В связи с перечисленным эксплуатационные нормы расхода топлива в зимнее время увеличиваются на 5...20% (в зависимости от климатического района). Трудности при ТО и TP автомобилей связаны с недостаточной приспособленностью серийных моделей автомобилей к специфическим условиям работы в зимнее время и требуют дополнительной трудоемкости работ, что учитывается действующей системой корректирования нормативов ТО и ремонта (приложение 1). Температурные условия наиболее неблагоприятны зимой при хранении автомобилей на открытых стоянках. Способ тепловой подготовки должен обеспечить не только выпуск автомобилей на линию, но и соответствующие условия работы производственному персоналу. Факторами, влияющими на работоспособность автомобилей и изменение показателей их надежности при работе в условиях жаркого климата, являются: высокая температура воздуха; запыленность воздуха; низкая относительная влажность воздуха; солнечная радиация и др. При повышении температуры (понижении давления окружающего воздуха) в случае бензинового двигателя происходит обогащение смеси вследствие уменьшения весового наполнения воздухом, приводящее к увеличению расхода топлива. При работе двигателя на газовом топливе аналогичное изменение параметров окружающего воздуха приводит к уменьшению весового наполнения цилиндров, повышению коэффициента избытка воздуха, что приводит к обеднению смеси и снижению мощности двигателя. Приложение 1 Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий К3 = К'3· К''3
Источник: Техническая эксплуатация автомобилей : Учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др. ; Под ред. Е.С. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1991. - 413 с. – ISBN 5-277-00967-1, Раздел 5, глава 21, стр. 331-335; рисунок 2.5 - стр. 29; рисунок 2.6 - стр. 30; приложение 1 – стр 396. |