Официальный сайт Трунова В.В. |
|
Система охлажденияНеисправностями системы охлаждения могут быть:
Заедание впускного клапана пробки радиатора при закрытой системе охлаждения вызывает снижение давления в системе и интенсивное испарение жидкости при ее остывании. Признаками неисправности системы охлаждения служат перегрев двигателя и закипание воды в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки систем зажигания и питания. Обслуживание системы охлаждения включает в первую очередь проверку ее герметичности. При обнаружении течи в радиаторе (в трубках или бачках) он должен быть снят и направлен в ремонт. Течь охлаждающей жидкости в местах крепления шлангов устраняют подтягиванием крепящих хомутиков. Течь через сальники водяного насоса, обнаруживаемая по подтеканию воды через контрольное отверстие в корпусе насоса, устраняют заменой неисправных деталей сальника. Необходимо следить также за креплением ступицы шкива вентилятора и самого вентилятора. Натяжение ремня привода вентилятора или водяного насоса проверяют замером прогиба ремня при нажатии большим пальцем руки посередине между шкивами вентилятора или генератора и шкивом коленчатого вала с усилием (для большинства марок) примерно 3-4 кг. При нормальном натяжении величина прогиба должна быть в пределах 10-20 мм. Натяжение ремня регулируют смещением корпуса генератора либо вращением регулировочного винта в кронштейне вентилятора. Неисправность термостата может проявляться в замедленном прогреве двигателя после пуска вследствие слишком раннего или постоянного открытия клапана термостата или в быстром перегреве вследствие позднего открытия клапана. Термостат проверяют, погружая его в ванну с водой (рисунок 21), которую нагревают и контролируют температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата обычно должны происходить соответственно при 65-70 и 80-85°С. Неисправный термостат заменяют.
Отложение накипи на горячих стенках системы охлаждения происходит в результате применения жесткой воды. Накипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива (в среднем на 5-6%), возникновению детонации, выгоранию масла и интенсивному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Образование накипи представляет собой сложный физико-химический процесс выпадения из воды в результате ее нагревания растворенных в ней солей. Кроме накипи, в системе охлаждения образуется выпадающий из воды шлам - осадок, содержащий примеси механического и органического происхождения, которые находились до этого в воде во взвешенном состоянии. Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо пользоваться водой малой жесткости1 – не свыше 12-14° Ж. Вода из родников, колодцев, рек, прудов и озер обычно является жесткой (свыше 14° Ж), а поэтому непригодна для заполнения системы охлаждения. Жесткость воды может быть снижена (умягчена) предварительным кипячением, или химическим способом – добавлением соды (Na2CО3) и гашеной извести (Са(ОН)2) или едкого натра (NaOH), – или физико-химическим способом – фильтрацией через слой катионного фильтра, т. е. гауконитового песка. Для предупреждения образования накипи и коррозии можно добавлять в охлаждающую жидкость антпнакипины или ингибиторы (замедлители): хромпик, гексаметафосфат натрия, тринатрийфосфат и др. Для удаления из системы охлаждения накипи и продуктов коррозии (окиси железа и алюминия), а также шлама, систему периодически (через 40-60 тыс. км) промывают. Хорошие результаты дает промывка раствором: 7,8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2-3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л уротропина технического, от 1 до 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и прогревают раствор до 60-65°С; по истечении 10-15 мин сливают раствор. В зависимости от количества накипи систему охлаждения промывают в два-четыре приема. Перед промывкой вынимают термостат. После промывки систему охлаждения два раза промывают горячей водой для нейтрализации остатков кислоты, причем в последнюю порцию воды добавляют 5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия. В качестве более простых реагентов, растворяющих накипь, но требующих для этого более длительного времени (7-10 ч), используются: каустическая сода из расчета 700-1000 г и керосина 150 г на 10 л воды (для двигателей с чугунными головками); хромпик или хромовый ангидрид 200 г на 10 л воды (для двигателей с головками и блоками из алюминиевого сплава). По истечении указанного времени пускают двигатель и дают ему проработать 15-20 мин на малых оборотах, далее сливают раствор через разъединенный нижний шланг и промывают систему чистой водой для удаления шлама. Примечание: 1 - Один градус жесткости (1°Ж) соответствует содержанию 0,01 мг окиси кальция (СаО) в одном литре воды. По ГОСТ 6055-51 установлена единица измерения жесткости миллиграмм-эквивалент на литр, которая в 2,8 раза меньше 1°Ж. Источник: Техническое обслуживание автомобилей / Крамаренко Г.В. – Изд-во «Транспорт», 1968 г. – 400 с. Стр. 37-39. |