Официальный сайт

Трунова В.В.

Система охлаждения

Неисправностями системы охлаждения могут быть:

  • выте­кание охлаждающей жидкости в местах уплотнений соедини­тельных шлангов, через сальник водяного насоса или в местах соединения трубок с бачками радиатора;
  • ослабление натяжения или обрыв ремня вентилятора;
  • заклинивание заслонки термоста­та в закрытом положении;
  • поломка крыльчатки насоса;
  • не­исправность пробки радиатора;
  • образование накипи.

Заедание впускного клапана пробки радиатора при закры­той системе охлаждения вызывает снижение давления в системе и интенсивное испарение жидкости при ее остывании.

Признаками неисправности системы охлаждения служат перегрев двигателя и закипание воды в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки систем зажигания и питания.

Обслуживание системы охлаждения включает в первую очередь проверку ее герметичности.

При обнаружении течи в радиаторе (в трубках или бачках) он должен быть снят и направлен в ремонт. Течь охлаждающей жидкости в местах крепления шлангов устраняют подтягиванием крепящих хомутиков. Течь через сальники водяного насоса, обнаруживаемая по подтеканию воды через контрольное отверстие в корпусе насоса, устраняют заменой неисправных деталей саль­ника. Необходимо следить также за креплением ступицы шкива вентилятора и самого вентилятора.

Натяжение ремня привода вентилятора или водяного насо­са проверяют замером прогиба ремня при нажатии большим пальцем руки посередине между шкивами вентилятора или ге­нератора и шкивом коленчатого вала с усилием (для большинства марок) примерно 3-4 кг. При нормальном натяжении ве­личина прогиба должна быть в пределах 10-20 мм. Натяжение ремня регулируют смещением корпуса генератора либо враще­нием регулировочного винта в кронштейне вентилятора.

Неисправность термостата может проявляться в замедленном прогреве двигателя после пуска вследствие слишком раннего или постоянного открытия клапана термостата или в быстром пе­регреве вследствие позднего открытия клапана. Термостат про­веряют, погружая его в ванну с водой (рисунок 21), которую нагре­вают и контролируют температуру термометром. Моменты на­чала и полного открытия клапана термостата обычно должны происходить соответственно при 65-70 и 80-85°С. Неисправ­ный термостат заменяют.

1 – электроплитка; 2 – ванна с водой; 3 – термостат; 4 – стрелка-указатель; 5 – термометр

Рисунок 21 - Проверка термостата системы охлаждения:

   Отложение накипи на горячих стенках системы охлаж­дения происходит в результате применения жесткой воды. На­кипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива (в среднем на 5-6%), возникновению детонации, выгоранию масла и интен­сивному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Образование накипи представляет собой сложный физико-химический процесс выпадения из воды в результате ее нагревания раст­воренных в ней солей.

Кроме накипи, в системе охлаждения образуется выпадающий из воды шлам - осадок, содер­жащий примеси механического и органического происхождения, ко­торые находились до этого в воде во взвешенном состоянии.

Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо пользоваться водой малой жесткости1 – не свыше 12-14° Ж. Вода из родников, колодцев, рек, прудов и озер обычно является же­сткой (свыше 14° Ж), а поэтому непригодна для заполнения системы охлаждения. Жесткость воды может быть снижена (умягчена) предвари­тельным кипячением, или химиче­ским способом – добавлением соды (Na23) и гашеной извести (Са(ОН)2) или едкого натра (NaOH), – или физико-химическим способом – фильтрацией через слой катионного фильтра, т. е. гауконитового песка.

Для предупреждения образования накипи и коррозии можно добавлять в охлаждающую жидкость антпнакипины или ингибиторы (замедлители): хромпик, гексаметафосфат натрия, тринатрийфосфат и др.

Для удаления из системы охлаждения накипи и продуктов коррозии (окиси железа и алюминия), а также шлама, систему периодически (через 40-60 тыс. км) промывают.

Хорошие результаты дает промывка раствором: 7,8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2-3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л уротропина технического, от 1 до 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и про­гревают раствор до 60-65°С; по истечении 10-15 мин слива­ют раствор.

В зависимости от количества накипи систему охлаждения промывают в два-четыре приема. Перед промывкой вынимают термостат. После промывки систему охлаждения два раза про­мывают горячей водой для нейтрализации остатков кислоты, причем в последнюю порцию воды добавляют 5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия.

В качестве более простых реагентов, растворяющих накипь, но требующих для этого более длительного времени (7-10 ч), используются: каустическая сода из расчета 700-1000 г и керосина 150 г на 10 л воды (для двигателей с чугунными голов­ками); хромпик или хромовый ангидрид 200 г на 10 л воды (для двигателей с головками и блоками из алюминиевого сплава). По истечении указанного времени пускают двигатель и дают ему проработать 15-20 мин на малых оборотах, далее сливают раствор через разъединенный нижний шланг и промывают сис­тему чистой водой для удаления шлама.

Примечание: 1 - Один градус жесткости (1°Ж) соответствует содержанию 0,01 мг окиси кальция (СаО) в одном литре воды. По ГОСТ 6055-51 установлена единица измерения жесткости миллиграмм-эквивалент на литр, которая в 2,8 раза меньше 1°Ж.

Источник:

Техническое обслуживание автомобилей / Крамаренко  Г.В. –   Изд-во «Транспорт», 1968 г. – 400 с. Стр. 37-39.

Бесплатный хостинг uCoz